AnarhiA

 домашняя страничка

,


 

Кропоткин,ученый,мыслитель,анархист

 
 

 Кропоткин Петр Алексеевич (1842 - 1921 гг.) - русский философ, теоретик анархизма, ученый, литератор. Социальный идеал Кропоткина - безгосударственный (анархический) коммунизм, устанавливаемый сразу после социальной революции. Кропоткин не видит какой-либо положительной роли государства в развитии общества, считает всякую власть, даже свободно избранную злом. Общество, по Кропоткину, - это организм, представляющий собой федерацию свободных производственных общин (коммун), где личность, руководствуясь правилами солидарности, получает все возможности для развития. Будучи убежденным противником любой формы государственной власти, Кропоткин не принимал идею диктатуры пролетариата.

Петр Алексеевич родился в семье генерала из древнего княжеского рода, который, по преданию, вел свою историю от Рюриковичей.  был камер-пажом царя. По окончании Пажеского корпуса служил на Дальнем Востоке в Амурском казачьем войске, затем чиновником по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири. Выполнял поручения командования в Китае. Путешествовал по неизученным районам Северной Маньчжурии, по северному склону Восточных Саян, исследовал Патомское нагорье и Витимское плоскогорье.
После выхода в отставку закончил физико-математический факультет Петербургского университета и служил в Министерстве внутренних дел.
В 1872 году, посетив Бельгию и Швейцарию, примкнул к Бакунинскому крылу интернационала. Вел пропаганду среди рабочих Петербурга, был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, откуда через 2 года бежал из тюремного госпиталя и эмигрировал за границу.
Свыше 40 лет провел Кропоткин в изгнании, продолжая исследовательскую, общественную и революционную деятельность. В 1883 году на Лионском процессе анархистов был приговорен к 5 годам заключения. Свои политические взгляды Кропоткин проводил через основанную им в Лондоне газету "Фридом", свое учение он называл анархическим коммунизмом. Кропоткин входил в заграничные организации русских анархистов, участвовал в издании пропагандистских брошюр для России, был одним из хранителей Фонда помощи русским эмигрантам.
В 1917 г. Кропоткин возвратился в Россию и выступал в Москве с призывом к "социальному миру", в 1920 г. он обратился к международному пролетариату с просьбой "заставить свои правительства отказаться от мысли о вооруженном вмешательстве в дела России".
Кропоткин встречался с Лениным, признавал международное значение Октябрьской революции и высоко ценил роль Советов.
Как ученый-естествоиспытатель Кропоткин известен своими работами в области географии и геологии.
Работая над проблемой освоения северных морей, Кропоткин теоретически обосновал существование в Северном Ледовитом океане суши, которая была открыта 2 года спустя и названа Землей Франца-Иосифа. Кропоткин исследовал ледниковые отложения в Финляндии и Швеции; побывав в Канаде в 1897 г., ученый высказал мысль о геологическом родстве Канады и Сибири, а в 1904 г. выдвинул "спорную" и до настоящего времени гипотезу о "высыхании европейско-азиатского материка" в постледниковое время.
Петр Алексеевич специально занимался вопросами экономической истории, экономики и был убежденным сторонником кооперативного движения. Его внимание к кооперации было не случайным. В системе его взглядов основным законом социального развития был закон взаимной помощи. В нем получили свое развитие его представления об общественной солидарности. Непосредственным толчком к осмыслению будущей формулы закона послужила речь русского зоолога профессора К.Ф. Кесслера, который высказал предположение, что в природе "помимо закона взаимной борьбы" действует "закон взаимной помощи, играющий еще более важную роль в прогрессивной эволюции видов".
По позднейшему заключению Кропоткина , решающим для всего живого на планете является стремление выжить в неблагоприятных природных условиях, что заставляет живые организмы объединяться в крупные группы, охватывающие целые виды. Внутри видов действует основной закон солидарности, взаимной помощи, своего рода, выработанная в ходе эволюции генетическая программа, подчиненная задачам сохранения и процветания вида. Все члены сообщества, несмотря на борьбу между собой: индивидуальную или коллективную, в конечном счете, подчиняются закону взаимной помощи. Этот закон действует в муравейниках, роях пчел, стаях птиц, стадах животных, на всех ступенях эволюции человеческих обществ.
Петр Алексеевич считал, что в человеческом обществе закон взаимной помощи проявляется в разных формах, удовлетворяющих эту решающую социальную потребность в организации всеобщего единства и сотрудничества. Возникают различные общественные союзы, организации, ассоциации, лиги, общины, союзы городов, профессиональные союзы, научные и другие общества и т.д. И среди всех этих форм самоорганизации общественной жизни и инициативы важную роль играет кооперация, ее многочисленные разновидности. В журнале "Артельное дело", 1921, № 5-8, кооператор
А. Баранов писал о Законе взаимной помощи П.А. Кропоткина, что "эта чудесная книга должна войти в круг постоянных собеседников мыслящего кооператора.
Кооперация, по Кропоткину, - многофункциональное явление. Она налаживает связи между различными регионами, отраслями производства, тем самым, ускоряя и улучшая обеспечение общества необходимыми товарами. Деятельность развитой кооперации способствует укреплению нравственных начал, поддерживает взаимное доверие, ответственность друг перед другом в обществе, развивает и поощряет полезную инициативу, творчество, защищает и углубляет свободу, при которой только и может нормально развиваться человечество. Кооперация гармонизирует производство и потребление, динамично реагируя на спрос и предложение, создавая необходимую инфраструктуру, делает экономику более гибкой и стабильной. Особая роль кооперации отводилась именно потому, что в рамках старого общества она могла вести строительство нового, была формой общественной самореализации, способной стать важным фактором созидания.

  П. А. Кропоткин с полным основанием может быть отнесен к ученым-энциклопедистам. О масштабах его научных интересов убедительно свидетельствует уже перечень его работ по самым разным отраслям знаний - географии, геологии, биологии, философии, истории, литературе. Значительную часть трудов Кропоткина составляют теория анархизма, политическая публицистика, революционная пропаганда. С именем П. А. Кропоткина связано одно из направлений в развитии эволюционной теории Ч. Дарвина. Он известен как историк Великой французской революции. Большой научный интерес представляют его исследования по истории и теории этики. Перу П. А. Кропоткина принадлежат блистательные "Записки революционера", которые не могут оставить равнодушным того, кто интересуется историей, задумывается над вопросами нравственности, духовности, культуры. Эта книга по широте охвата действительности, стремлению создать летопись освободительного движения, запечатлеть эпоху в образах людей приближаются к шедевру русской и мировой литературы - "Былому и думам" А. И. Герцена.

  П. А. Кропоткин трижды за 1919- 1920 гг. встречался с В. И. Лениным. В их беседах поднимался широкий круг вопросов. Кропоткин высказывал свое видение происходившего в стране, говорил о непорядках на местах, защищал интересы кооператоров, страстно отстаивал идеалы "безгосударственного" коммунизма. Личными встречами с В. И. Лениным и письмами к нему П. А. Кропоткину иногда удавалось смягчить жесткость революционной власти. Есть свидетельства современников о том, что В. И. Ленин под влиянием П. А. Кропоткина отменил данное в ноябре 1918 г. местным отделам ЧК разрешение проводить расстрелы без суда и следствия, что спасло жизнь многим людям.

  По возвращении на родину Кропоткин фактически отошел от практического участия в русском анархическом движении. В Москве его навещали видные анархисты Я. И. Новомирский и А. А. Боровой, предлагали сотрудничать в анархистской газете. Подобные предложения он получал и в Дмитрове, но отказывался их принять. Однако в письме-статье "Что же делать?" (ноябрь 1920 г.) Кропоткин высказал свою готовность в интересах "построительной работы" объединить вокруг себя способных к этому людей из анархистов и призвал представителей других партий и всех слоев общества к гражданскому миру и согласию, видя в развитии общества в лучшую сторону способ борьбы с диктатурой.

  В голодной, разоренной стране П. А. Кропоткину жилось трудно. Сказывался возраст, подводило здоровье. Продукты питания, топливо, элементарные условия для научной работы - все было проблемой. Но он мужественно переносил все лишения, с благодарностью интеллигентного человека принимал проявления внимания к себе со стороны руководства страны. На приглашение своих искренних почитателей из Швеции переехать на жительство в их страну ответил отказом, посчитав, что в такой ответственный момент его место здесь, в России. Насколько позволяло здоровье, Кропоткин принимал участие в общественной жизни: выступал на учительском съезде и съезде кооператоров, заинтересованно поддерживал идею создания местного краеведческого музея. Все остававшиеся силы ученый отдавал завершению одной из лучших своих книг - "Этика". Исторический оптимист, он утверждал в ней идеалы добра, веру в величие человека, мудрость народа. Завершить работу не удалось. В феврале 1921 г. Кропоткин скончался. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

  Петр Алексеевич Кропоткин - поистине явление не только отечественной, но и мировой культуры. Весь свой могучий талант исследователя природы и общества он посвятил одной цели - сделать достойной жизнь человека, гармонизировать общественные и личные интересы, научить каждого ощущать себя органической частью природы.

Ссылки на труды:

Петр Кропоткин. Налог - средство обогащать богатых  "П.А. Кропоткин. АНАРХИЯ."

Петр Кропоткин. Справедливость и нравственность  

Петр Кропоткин. Хлеб и воля

Петр Кропоткин ЭТИКА


  на главную  

Спасибо Народу за место под сайт

Right to copy 1999-2005.Anarhia-никого никуда не зовет

 

 

 

Hosted by uCoz